Возможности содержательного, организационного, технического совершенствования процедуры профессионального (демонстрационного) экзамена в ВГСПУ проанализированы в результате рабочей поездки в ПГГПУ.
С 2023-2024 учебного года в ВГСПУ начался процесс внедрения новой формы оценки уровня готовности студентов к профессиональной деятельности - профессионального (демонстрационного) экзамена. Процедура демонстрационного экзамена направлена на установление уровня сформированности компетенций, проводится в условиях, приближенных к профессиональной деятельности с участием независимых экспертов (представителей работодателя), и предполагает разработку и дальнейшую демонстрацию в экзаменационной ситуации студентом образовательного события.
Для совершенствования содержания, организации и технического сопровождения демонстрационного экзамена в ВГСПУ в рамках рабочей поездки директор Технопарка универсальных педагогических компетенций Николай Божко и руководитель Центра компетенций Института дополнительного образования Анна Шубина изучили опыт деятельности Центра профессиональных (демонстрационных) экзаменов ПГГПУ.
Этот Центр обеспечивает методическое и организационное сопровождение процедуры прохождения профессиональных (демонстрационных) экзаменов в рамках промежуточной и итоговой аттестации студентов ПГГПУ. На базе Центра проходят не только демонстрационные экзамены, но и реализуются программы методического сопровождения преподавателей, экспертов, волонтеров демонстрационного экзамена, осуществляются исследовательские проекты по замеру профессиональных компетенций, проводятся учебные занятия и учебные практики по методическим дисциплинам образовательных программ.
Организаторы демонстрационных экзаменов обменялись опытом подготовки студентов к работе в новых образовательных пространствах, использованию ресурсов технопарков для подготовки и реализации студентами образовательных событий в формате межфакультетских курсов по выбору. Представители ПГГПУ поделились опытом организации промежуточной аттестации студентов по психолого-педагогическому модулю в обязательном для всего вуза формате демонстрационного экзамена, рассказали о механизмах привлечения работодателей к участию в демонстрационных экзаменах, в том числе, с целью пополнения кадровых ресурсов образовательных организаций.
Представители двух педагогических вузов обсудили особенности подготовки студентов и волонтеров к демонстрационным экзаменам, содержание подготовительного этапа работы студентов и непосредственной демонстрации образовательного события. Особенного внимания заслуживает опыт ПГГПУ в области специальной подготовки студентов к работе в сложных педагогических ситуациях взаимодействия со школьниками. Логическим финалом такой подготовки является проводимый в Пермском педагогическом Всероссийский чемпионат по экстремальной педагогике, в рамках которого будущие педагоги состязаются в решении проблемных, «экстремальных» ситуаций из реальной школьной практики.
Анализ опыта и перспектив развития процедуры демонстрационного экзамена показал, что новая форма аттестации является комплексным решением, задающим актуальные содержание и формы практической подготовки студентов и механизмы сетевого взаимодействия с работодателями.