Перейти к основному содержанию

«Конструктор воспитательных практик»: научный коллектив ВГСПУ разработал настольную игру для будущих педагогов

Изображение
Настольная игра

В рамках проекта «Моделирование преемственности воспитывающей среды в системе взаимодействия общеобразовательной школы и педагогического вуза» разработана настольная игра для студентов педагогических вузов.

Руководитель проекта, доцент кафедры педагогики Ирина Макарова рассказала, что коллектив авторов при разработке настольной игры исходил из того, что с помощью включения студентов в игровое пространство последовательно будет проектироваться предметное, ценностное и социальное содержание их предстоящей профессиональной деятельности. Исходя из этого, замысел игры заключается в погружении обучающихся в воспитательную среду общего образования.

Изображение
Настольная игра

Игра рассчитана на 4 команды по 5 человек (количество участников может увеличиться до 10 человек). В комплект входит набор карт по 4-м составляющим конструктора воспитательных практик: цель воспитательной практики (45 шт.); формы реализации воспитательной практики (45 шт.); ценности, на развитие которых направлена воспитательная практика (представлены в игре как метафорические карты) (45 шт.); социальный эффект воспитательной практики (45 шт.). Имеются 4 технологические карты создания воспитательной практики общего образования и пазлы.

На первом этапе игры каждой команде необходимо выбрать по 3 метафорические карточки и определить, какие ценности (духовно-нравственные, общечеловеческие, личностные) изображены на них. Далее необходимо объяснить, как данные ценности проявляются в педагогической деятельности учителя.

Изображение
Настольная игра

На втором этапе команде предлагается выбрать одну из технологических карт, где будет указан лишь один элемент конструктора воспитательных практик (цель / форма / ценность / социальный эффект). Затем участники берут одну карточку с описанием содержания того элемента воспитательной практики, который указан на технологической карте. Остальные недостающие элементы игроки продумывают и обосновывают самостоятельно. 

На третьем этапе команда представляет воспитательную практику общего образования. Данный этап предполагает вопросы участников других команд по реализации воспитательной практики в образовательной организации. За время игры команда должна собрать пазл из 12 составляющих, который изображен на технологической карте. В этом случае игра считается пройденной эффективно.

Настольная игра «Конструктор воспитательных практик» обладает ценностно-смысловым потенциалом, позволяющим выстраивать систему подготовки будущего учителя в новом контексте, где приоритетом становится формирование педагога-воспитателя, носителя духовно-нравственных ценностей, обладающего качествами гражданина-патриота, интеллигентностью, социальной активностью, когнитивной гибкостью в соответствии с требованиями современного социума. Настольная игра может использоваться преподавателями педагогических вузов в рамках изучения курса педагогики, а также учителями общеобразовательных школ в психолого-педагогических классах для овладения учащимися опыта профессионального самоопределения.

Отметим, в рамках реализации проекта на платформе ВКонтакте было создано Педагогическое сообщество «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» (https://vk.com/club223530437), являющееся динамичным педагогическим инструментом в системе взаимодействия «школа-вуз». Материалы, представленные в сообществе, могут использоваться образовательными организациями для совершенствования своей воспитывающей среды, а созданный здесь чат «Поговорим о воспитании», актуализирует проблемное поле в сфере воспитания.

Темы

Подразделения