Перейти к основному содержанию

Состояние, проблемы и перспективы совершенствования практической подготовки будущих педагогов обсудили на ученом совете

Изображение
Ученый совет 24.06.24

С основным докладом выступил проректор по учебной работе ВГСПУ Юрий Жадаев. Он обозначил основные направления развития практической подготовки будущих педагогов.

Юрий Жадаев подчеркнул, что образовательная деятельность в форме практической подготовки осуществляется по двум основным направлениям: в ходе проведения практики и при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом.

В рамках первого направления в вузе ведется системная работа, направленная на повышение качества педагогической практики как ведущего средства практической подготовки будущего учителя. Одна из задач обеспечения высокого качества педагогической практики – повышение эффективности взаимодействия всех субъектов практики (студентов, преподавателей, школьников, учителей, руководителей образовательных организаций, органов управления образованием). В связи с этим в вузе меняются подходы к управлению различными видами практики студентов и выстраиваются механизмы эффективного взаимодействия университета с образовательными организациями региона.

Изображение
Ученый совет 24.06.24

С этой целью в ВГСПУ в 2023-2024 учебном году впервые был реализован конкурс внутривузовских образовательных грантов в области высшего педагогического образования по направлениям подготовки бакалавров. На конкурсный отбор были представлены образовательные проекты по теме «Разработка и апробация модели сопровождения студентов в процессе производственной (педагогической) практики». По результатам экспертизы конкурсных заявок получателями внутривузовского образовательного гранта стали коллективы института русского языка и словесности, института естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности, факультета дошкольного и начального образования, факультета математики, информатики и физики.

В ходе реализации гранта была сформирована модель приоритетного распределения студентов на практику, которая учитывает современную социально-образовательную ситуацию в системе образования региона и направлена на адресную подготовку педагогических кадров. Студенты распределяются на практику в образовательные организации по следующим приоритетам: 

- в образовательные организации, заключившие со студентами договор о целевом обучении или о приеме на целевое обучение;

- в образовательные организации, в которых студенты уже трудоустроены;

- в школы, которые студенты окончили перед поступлением в университет («родные школы»);

- в образовательные организации, разместившие на сайте университета информацию о вакансиях (особенно из отдаленных районов города и региона);

В рамках второго направления при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) практическая подготовка осуществляется в университете путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных видов учебной деятельности, которые предусматривают выполнение обучающимися отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Количество часов и перечень дисциплин, реализация которых планируется в форме практической подготовки, определяются разработчиками при проектировании образовательных программ, исходя из их содержания и направленности.

В качестве результата практической подготовки, реализуемой в рамках учебных дисциплин (модулей), выступает практическая разработка, продукт практической подготовки, который может быть использован в будущей профессиональной деятельности. Апробация образовательного продукта практической подготовки может осуществляться в процессе проведения учебной или производственной практики. В качестве примера образовательного продукта практической подготовки могут выступать сценарий внеклассного мероприятия, конспект-иллюстрация урока, учебные задания и упражнения для обучающихся, сценарий мастер-класса, образовательные тексты и пр. 

По итогам заседания ученого совета было принято решение о необходимости внедрения в деятельность кафедр порядка распределения на практику обучающихся по приоритетам и новые методические материалы по организации и проведению педагогических практик студентов в ВГСПУ. Кроме того, было предложено разработать и внедрить функционал сотрудников деканатов, главной задачей которых будет организация и сопровождение практики студентов с учетом нового порядка приоритетного распределения студентов в профильные организации. 

Отметим, в настоящее время общий реестр баз для осуществления практической подготовки университета составляет более 1100 предприятий и организаций, из которых около 350 определены как наиболее значимые для профессиональной подготовки студентов социально-педагогического профиля. В качестве базы практической подготовки выступают дошкольные, общеобразовательные организации г. Волгограда, Волгоградской области, субъектов Российской Федерации, специализированные (коррекционные) учреждения, МОУ по работе с молодежью, архивы и научные библиотек), промышленные предприятия и организации сферы бизнеса, сервиса и туризма.