Перейти к основному содержанию

В ВГСПУ педагогические работники ЮФО обсудили вопросы сопровождения языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в российской школе

Изображение
Семинар 14.11.24

Организатором семинара выступил Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Площадкой для его проведения – Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Приветственный адрес участникам семинара направила заместитель министра просвещения РФ Ольга Колударова. Она отметила, что проблемы социокультурной адаптации детей иностранных граждан обозначены в числе приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере образования, а также выступают объектом пристального внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей национальных землячеств, различных социально-профессиональных групп. 

Изображение
Семинар 14.11.24

«Исследование форм, методов и накопленного опыта социально-культурной адаптации детей мигрантов, обучающихся в России ­­– основное направление нашего семинара, и я уверена, что ваш опыт и знания сделают обсуждения особенно продуктивными. Важно понимать, что педагогическое сопровождение – это не просто процесс обучения, а процесс воспитания. Сотрудничество педагогов, родителей, общественности, обмен опытом и подходами – это те ключевые моменты, которые помогут нам найти наиболее эффективные методы работы с такими детьми для их успешной адаптации», – подчеркнула заместитель министра просвещения РФ Ольга Колударова.

Также свое приветствие направил и.о. ректора Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Никита Гусев.

В прямой трансляции открытия семинара в режиме онлайн гостей и участников поприветствовал ректор Акмуллинского университета Салават Сагитов. Он отметил, что коллектив университета 2022 года выполняет государственное задание Минпросвещения РФ по созданию научно-методической системы для определения уровня языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов, получающих образование в российских школах, и в содружестве с различными ведомствами и организациями сделал достаточно много в разработке методик по сопровождению языковой и социокультурной адаптацией иностранных граждан.

Проректор по научной работе Волгоградского государственного социально-педагогического университета Сергей Глазов подчеркнул, что разработка государственной стратегии по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в российских школах,  является очень важной задачей и пожелал участникам плодотворной работы в поиске наиболее эффективных подходов её решения.

Изображение
Семинар 14.11.24

На панельной дискуссии «Педагогическое сопровождение языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в российской школе» ученые обсудили языковую поддержку школьников с миграционной историей, провели феноменологический анализ социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, а также определили роль межкультурного интеллекта в организации учебного процесса и социально-культурной адаптации в поликультурных классах. С докладами выступили Владислав Бенин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ им. М. Акмуллы, Мария Лебедева, кандидат филологических наук, заведующий лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и Ольга Дмитриева, доктор филологических наук, директор института международного образования ВГСПУ.

На дискуссионной площадке  «Языковая адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях Российской Федерации» старший научный сотрудник БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук, доцент Зульфия Зарипова поделилась диагностическим инструментарием для определения уровня владения русским языком детей с миграционной историей. Старший преподаватель ВГСПУ Надежда Томиленко рассказала о том, как с помощью игры обучать детей мигрантов русскому языку. А доцент кафедры «ДП1 Русский язык»  Московского авиационного института Ольга Кряхтунова поделилась своим опытом из практики обучения детей мигрантов и беженцев организации работы с текстом в разноуровневой полилингвальной группе.  Также доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики  Сургутского государственного педагогического университета Татьяна Сироткина рассказала, как использовать краеведческие материалы в качестве средства языковой адаптации несовершеннолетних иностранных обучающихся.

Изображение
Семинар 14.11.24

Еще одна дискуссионная площадка была посвящена вопросам социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде. Здесь обсудили сущность, структуру и критерии социально-культурной адаптации несовершеннолетних граждан, обучающихся в Российской Федерации, дидактический потенциал технических  средств кванториума в решении обозначенного вопроса, структуру и содержание социокультурной компетенции иностранных учащихся в российской школе, а также использование метода проектов в социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в школе России. Свои исследования и результаты работы представили Елена Жукова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ им. М. Акмуллы, Наталья Ванюшина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного ВГСПУ, Анна Правдикова,  кандидат филологических наук, доцент ВГСПУ,  Ирина Павловская,  кандидат филологических наук, доцент ВГСПУ. 

Учитель-дефектолог из Челябинска Инна Панихина и доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарного педагогического университета Любовь Лапшина поделились опытом организации взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью эффективной социализации обучающегося из семьи с миграционной историей в условиях поликультурной среды школы.

В рамках работы семинара состоялось заседание круглого стола с представителями министерств образования ЮФО.

По итогам семинара была принята резолюция по комплексному взаимодействию субъектов образовательного процесса в вопросах социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в российской школе.

Темы