Перейти к основному содержанию

В ВГСПУ состоялась LXI конференция профессорско-преподавательского состава

Изображение
Конференция ППС

В этом году конференция была посвящена 80-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне  и Году защитника Отечества. Тема конференции - «Организационно-методический потенциал учебных и производственных практик в практической подготовке будущих педагогов».

С пленарными докладами выступили ректор ВГСПУ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Александр Коротков; проректор по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент Юрий Жадаев; председатель комитета образования и науки Волгоградской области, кандидат педагогических наук Александр Калинин; доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и историко-краеведческого образования Николай Болотов.

В своем докладе «Организация практической подготовки будущих педагогов в условиях сетевого взаимодействия учебно-профессионального сообщества» ректор ВГСПУ Александр Коротков обратил внимание профессорско-преподавательского состава университета на необходимость организации практической подготовки студентов так, чтобы по итогам ее прохождения будущие педагоги создали востребованный образовательный продукт.

Изображение
Конференция ППС

«Что является образовательным продуктом? Это то методическое обеспечение, которое создает или составляет учитель для реализации конкретных учебных и воспитательных мероприятий в образовательном процессе», – прокомментировал ректор. 

Александр Михайлович подчеркнул, что востребованным образовательным продукт становится тогда, когда он, во-первых, включен в школьную программу образовательных организаций и в основные профессиональные образовательные программы вуза, а во-вторых, разработан при участии педагога-практика конкретной образовательной организации.

«В соответствии с этими двумя условиями создание будущими педагогами востребованных образовательных продуктов возможно только в совместно-распределенной деятельности сетевого учебно-профессионального сообщества. Модель взаимосвязи участников такого сообщества можно представить в виде тетраэдра. Такая форма взаимодействия обеспечивает контакт между всеми категориями участников. Здесь студент является главным, ради него организуется деятельность в триадах и определяется содержание взаимодействия всех субъектов. Обязательна представленность учителя. Именно учителем обеспечивается соответствие содержания взаимодействия в триадах потребностям школьников и их родителей. Активно включаясь в работу сетевого профессионального сообщества, каждый студент становится соавтором многократно верифицированного, а потому очень качественного образовательного продукта и соответственно приобретает в ходе его разработки и реализации необходимые профессиональные компетенции», – отметил Александр Коротков.

Ректор подчеркнул, что каждая кафедра университета должна проработать содержание дисциплин основных профессиональных образовательных программ с ориентацией на создание в ходе практической подготовки востребованных образовательных продуктов. Это позволит достичь содержательной и процессуальной связи дисциплины ОПОП, практики и школьной программы.       

Изображение
Конференция ППС

«Обеспечение такой связи возможно только на основе единого сетевого контента сопровождения практической подготовки. Доступный, прозрачный, методически понятный для всех ее участников контент позволит объединить студентов, преподавателей, учителей и всех участников этого процесса в сетевое учебно-профессиональное сообщество. Именно единый сетевой контент обеспечит высокую включенность педагогов-практиков в создание студентами востребованных образовательных продуктов, – подчеркнул Александр Михайлович.

Проректор по учебной работе ВГСПУ, кандидат педагогических наук, доцент Юрий Жадаев в своем докладе отметил, что важной характеристикой практической подготовки будущих учителей является тот факт, что она должна реализовываться по двум основным направлениям: в ходе проведения всех видов практики; в ходе теоретического обучения.

«Содержание теоретических дисциплин не может и не должно быть оторвано от практической подготовки, от учебной и производственной практики. В каждой дисциплине учебного плана должны разрабатываться образовательные продукты или их элементы, с которыми студент придет в школу, – подчеркнул Юрий Анатольевич. – Этот подход наиболее полно может быть реализован при модульном построении учебного плана, где в каждом модуле есть своя практика - учебная или производственная. Этот подход позволяет апробировать в рамках практики разработанные на дисциплинах образовательные продукты или их части. Это придает особое значение таким дисциплинам, подчеркивает их важное место в системе профессиональной подготовки будущего учителя».

Изображение
Конференция ППС

Отметим, работа конференции проходила в четырех тематических секциях: 

«Приоритетное распределение студентов на практику как условие практической подготовки будущего педагога: опыт института естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности; института правового и исторического образования»;

«Приоритетное распределение студентов на практику как условие практической подготовки будущего педагога: опыт института математики информатики и физики; института технологии, экономики и сервиса; института социальной и коррекционной педагогики»;

«Приоритетное распределение студентов на практику как условие практической подготовки будущего педагога: опыт института дошкольного и начального образования; института иностранных языков»;

«Приоритетное распределение студентов на практику как условие практической подготовки будущего педагога: опыт института русского языка и словесности; института художественного образования; института психолого-педагогического и социального образования».

 Участниками секций стали преподаватели ВГСПУ. Перед участниками была поставлена задача в рамках работы подгрупп обсудить возможности реализации практической подготовки: выбрать дисциплину ОПОП и спроектировать образовательный продукт, который смогут разработать студенты в рамках практической подготовки по этой дисциплине; обосновать выбор образовательного продукта и описать функции учителя в разработке студентами образовательного продукта.

Предложенные проектные решения станут основой для определения лотов внутривузовского конкурса образовательных грантов, что позволит университету эффективно масштабировать эту работу.